Как научить ребенка ценить деньги

Есть много возможностей и способов обучения финансовой грамотности для детей. В этой статье предлагаются некоторые инструменты экономического воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

ПОЧЕМУ ребенка необходимо учить финансовой грамотности

Дело в том, что в наших школах нет такой дисциплины как «личные финансы». В начальных классах ребенок усваивает навыки счета, затем, в более старшем возрасте, он узнает о процентах и дробных числах. И, конечно, постепенно у него формируются основы представлений о деньгах. Однако о том, как управлять своими деньгами, как ими разумно распоряжаться, ребенок вряд ли узнает на уроках математики.

ДЛЯ ЧЕГО ребенка необходимо учить знаниям о деньгах

Уже с самого начала целенаправленное финансовое воспитание преследует собой цель развить такие положительные качества как экономию и бережливость. Кроме того, ребенок начинает понимать, что деньги не возникают «из ниоткуда», а являются результатом определенных усилий и труда. Это, кстати, помогает и при объяснении малышу того, почему он немедленно не может получить все, что хочет.

Дальнейшей целью становится формирование у ребенка понимания различий между
«жить по средствам» и «жить в долг». Со временем ребенок начнет понимать истинное значение «сбережений» и «финансовых накоплений», а разъяснение ему возможностей «инвестиции» даст представление о приумножении денежных средств. И главное, обучая ребенка основам экономии, вы, тем самым, закладываете фундамент его финансовой безопасности в будущем.

Откуда берутся деньги?

Когда начинать знакомить ребенка с основами экономии? А сразу, как только малыш «обнаружит», что деньги вообще существуют.

Для детей деньги естественным образом появляются из карманов мамы и папы. Когда же ребенок не понимает, почему вы не можете ответить на каждое его требование о покупке сладостей или новой игрушки, то наилучшим выходом из положения будет конструктивный ответ. Раздраженная фраза (типа «деньги не растут на деревьях», «я их не рисую») отнюдь не выход из положения. Поверьте, даже маленькие дети могут начать понимать понятие приобретения денег.

Объясните ребенку, что деньги зарабатываются, и что потратить можно только то, что заработал и не больше. Начните выделять своему ребенку небольшие карманные деньги, желательно с постоянной периодичностью и в равных количествах. Это заложит первые представления о целях расходования денег и экономии.

Карманные деньги и домашние обязанности

Педагоги и психологи расходятся во мнениях относительно того, можно ли «платить» детям за их обязанности дома и в школе. Одни настаивают на том, что личная ответственность воспитывается при условии, если за это не платят. Другие же говорят о том, что у ребенка формируется представление о ценности труда и о приобретении как таковом. Компромиссом здесь может стать, например, «разовая» оплата вне ежедневных обязанностей (убрал листья в саду, помыл семейный автомобиль).

Экономим с интересом

Когда вы приходите в магазин, и ребенок просит купить ему игрушку, то вполне может быть, что он выберет са-а-амую большую машину или куклу. Вне зависимости от того, намерены вы выполнить его просьбу или нет, помните, что подобная ситуация может послужить еще одним важным уроком по личным финансам: сбережения и интерес.

Расскажите ребенку, что люди часто экономят и откладывают деньги для «особенно важных покупок». Объясните ему, что он может также собирать деньги, а затем самостоятельно приобрести желанную игрушку.

Копилка и банковский вклад

Теперь ребенок может стать обладателем «собственного банка». Возьмите пластиковую коробку или банку из-под чего-либо и сделайте вместе с ребенком копилку, помогите ему ее украсить. Расскажите, что вы также используете реальный банк для экономии денег.

Чтобы ребенок реально видел, как растут его сбережения, сделайте красочный плакат в форме диаграммы, на котором отражайте средства, внесенные в копилку. Можно пометить и цель (стоимость игрушки), к которой стремится ребенок.

Объясните, что банк за сэкономленные деньги выплачивает процент. Точно также и вы можете поощрить своего ребенка. В конце каждого месяца подсчитывайте, сколько он отложил в копилку, и прибавляйте свой «процент».

Спустя какое-то время ваше чадо сможет с гордостью всем объявить: «Это я купил САМ!»